Вивиан Заяс (Vivian Zayas), профессор психологии в Корнеллском университете (Нью-Йорк, США), провела эксперимент, чтобы найти ответ.
В ходе испытания 55-ти участникам показали фотографии одного человека с разными эмоциями. После каждый должен был дать оценку его привлекательности. Испытуемых просили предположить, обладает ли он положительными качествами, и смогли бы они с ним подружиться.
Спустя несколько месяцев участникам организовали живую встречу с этим человеком, и те, не помня, где видели его ранее и что думали о нем, вновь «знакомились» с ним в течение 20-минутных игр и бесед.
После общения участников вновь попросили дать оценку по тем же параметрам, и результат был поразительно схож с первой реакцией — если ранее человек на фотографии показался им привлекательным, то и при очной встрече положительное впечатление сохранялось, и наоборот.
По мнению Вивиан Заяс, причина такого исхода «эффект ореола» — когнитивное искажение, в результате которого человек склонен переносить общее субъективное впечатление на чувства и характер собеседника. И последующее вербальное общение практически не вносит никаких корректив, потому что из всего впечатления при контакте на его долю приходится всего 7%, а остальные 93% отданы паравербальным и невербальным компонентам.
Другими словами, не важно «что» говорит человек, важно «как» он это говорит и как выглядит в этот момент. А эмоция, которую испытывает зритель, глядя на внешность, зависит от гармоничности её подачи гораздо больше, чем от того, что человек пытается транслировать. Несоответствие же внешнего и внутренней сути вызывает диссонанс и отталкивает, воспринимается зрителем как обман.
И этот момент — основа построения индивидуального образа.